Аркадий Инин (№15 май 2015 г.)

Аркадий Инин (№15 май 2015 г.)

Аркадий ИНИН:

 

ЖИЗНЬЮ ПРАВИТ СЛУЧАЙ…

 

В начале мая отметил день рождения известный и любимый многими писатель, сценарист, драматург Аркадий Инин. В ответ на поздравление он дал нашему корреспонденту невероятно интересное интервью…

 

- Аркадий Яковлевич, что-то сами себе пожелали?


- У меня очень простые пожелания. Себе и жене - здоровья, детям - удачи в жизни. И чтобы мои друзья и близкие всегда были рядом со мной и радовали.

 

-  Вы стояли у истоков передачи “Вокруг смеха”.  Помню, когда по телевизору шла эта передача, улицы, что называется, вымирали…


- “Вокруг смеха” мы придумали вместе с Виктором Веселовским - главой клуба “12 стульев” “Литературной газеты”, а Саша  Иванов стал блистательным ведущим. Сценарий мы писали только с Веселовским,  Иванов же вносил некоторые правки, но сам ничего не придумывал. Саша, если честно, нудный был ужасно, но и ужасно талантливый, он по праву имел огромный и заслуженный успех.

 

- А  между вами, юмористами, было соперничество?


- О каком соперничестве идет речь? Когда один Жванецкий - гений, а мы все толпимся у подножия его Монблана. И никакого соперничества, мы все добрые товарищи - Семен Альтов, Володя Вишневский, Михаил Мишин, Толя Трушкин… Мы же не артисты, которые грызутся за роль.

 

- Вас часто можно увидеть по телевизору,  популярность не утомительна?


- У меня не было никогда машины, я езжу городским транспортом, но никто в метро или троллейбусе не кричит: “Ой, Аркадий Инин, дайте автограф!” Более того, бывает, сяду в такси, и водитель признается в любви ко мне, к моим фильмам, к моей талантливой дочке… А так как у меня только сыновья, выясняется, что таксист принял меня за Владимира Меньшова. И это происходит постоянно!

 

Мы с Володей Меньшовым даже как-то раз на программе “Белый попугай” сели щека к щеке, и я обратился к телезрителям: “Ну, посмотрите на мое интеллигентное лицо и на этого рабоче-крестьянина! Как нас можно спутать?”  Володя только смеялся, очень довольный.  А мне обидно: меня часто принимают за Меньшова, а Меньшова за Инина - никогда.

 

- По сути, вы проложили дорогу в кино своим детям. Двое ваших взрослых сыновей успешно работают в этой области, внук Павел через пару лет, похоже, станет известным режиссером. Вы их  не отговаривали от выбора “киношной” профессии? Ведь это очень тяжелый хлеб…


- Уточняю. Никому ничего не прокладывал, но и никого ни от чего не отговаривал.

 

Старший сын окончил экономический  факультет ВГИКа и работает организатором производства в небольшой кинотелекомпании. Младший к кино отношения не имеет - работает в рекламе, в компьютерных играх, немного в журналистике. Внук окончил продюсерский факультет ВГИКа, но мечтает о кинорежиссуре, для чего окончил  режиссерские курсы. Даже ездил со своим короткометражным фильмом на Каннский фестиваль. 

 

В целом жизнью сыновей и внука я доволен, хотя она достаточно сложна. Мы все зависимы, все ждем счастливого случая. И я - ветеран своей профессии -  каждый раз, начиная новый сценарий, волнуюсь как новичок.

 

- Что нужно современному сценаристу, чтобы стать таким  успешным, узнаваемым,  как вы? И были ли у вас сценарии, которые “зарубались”?


- Да сколько  угодно - полный шкаф. И это не по цензурным соображениям, они были просто слабые.

 

Жизнью правит случай.  Бывает, хороший сценарий и принят к постановке, а  прошло время, тема устарела или у режиссера не получилось отработать как следует, и сценарий пропал. Но мне некогда над этим задумываться, сидеть горевать - я всегда работал очень много. Жизни без работы не представляю. Правда, надо признать, если не случилось везения и удачи, увы, ничего не получится. 

 

- В двух фильмах по вашим сценариям главные роли исполняла Наталья Гундарева. Вы дружили с  Натальей Георгиевной?


- Вообще-то она снялась в четырех моих картинах. Помимо известных “Однажды двадцать лет спустя” и “Одиноким предоставляется общежитие” она еще снялась в фильмах “Сергеев ищет Сергеева” и “Личная жизнь королевы”.

 

Гундарева  была гениальной  актрисой. Причем объем ее трагическим ролям придавала комическая сторона дарования, а в ролях смешных всегда была  трагическая нотка…

 

Вечером, скажем,  она играла Катерину Измайлову в “Леди Макбет Мценского уезда” - так, что рыдал весь зал, а на другой день смешила зрителей до колик, когда  пела и плясала в каком-нибудь водевиле.

 

Что касается личного общения, мы были знакомы много лет, но я не являлся ее близким другом. Наташу - юную выпускницу Щукинского училища -  увидел в Театре Маяковского на спектакле “Дети Ванюшина” и мгновенно влюбился в нее как в актрису. Стал ее везде приглашать, рекомендовать, но ее талант и без меня быстро стал востребован. 

 

Она была очень требовательна к  другим и  к себе. В театре все знали, что она вела дневник и записывала каждое указание Гончарова.  И  когда он что-то  менял, она показывала дневник: “Андрей Александрович,  вы в прошлый раз говорили,  вот так и так, а сегодня говорите обратное…” И мастер вынужден был с ней соглашаться.

 

Наташа держалась отстраненно от съемочных групп, но с близкими она была другая. Веселая,  шебутная…  Вообще-то у меня сложились теплые добрые отношения и с Анатолием Папановым, и с Арменом Джигарханяном, и с Леонидом Куравлевым, и с Александром Лазаревым… Потому что в те годы я, как сценарист, был с ними рядом на съемочной площадке.

 

- А сейчас разве не сидите на  съемочной площадке? Ведь по вашим сценариям каждый год снимают картины.


- Сейчас рад бы сидеть, да не зовут. Вот недавно снимали мою картину, так продюсеры даже скрывали время и место съемок. Потому что, дескать, приедет сценарист, посмотрит материал и скажет: “Это не очень получилось, давайте  подумаем,  как лучше сделать…” Какое может быть “подумаем”?! Остановится конвейер. А нынче фильмы снимаются точно таким же конвейерным способом, каким производятся автомобили, ботинки или табуретки.

 

Если раньше сценарист был желанным гостем на площадке, то  сейчас он просто раздражитель, и его не зовут. Вот в советские времена мы с режиссерами во время работы над фильмами не разлучались.  Последним был Леонид Иович Гайдай.

 

- Я  читала воспоминания о  Леониде Иовиче, о том, что он был вспыльчивым человеком, мог и обругать, и при всех накричать. Вы с ним не ссорились?


- Все это выдумки! Он был сдержанный,  вежливый, обращался ко всем на “вы”.

 

Никогда не было криков, режиссерских истерик, “битья посуды”. Максимум, что он себе позволял: когда я ему рассказывал какие-то неудачные придумки, внимательно меня выслушивал и вежливо сообщал: “Аркадий Яковлевич, по-моему, вы бредите”.

 

- Вы довольны своей  учебной мастерской  во ВГИКе?  Есть там светлые головы?


- У меня всегда есть надежда, что мои ученики смогут состояться в профессии. Есть  одаренные, есть и никудышные. Хотя случаются и “перевертыши”. Бывает, студент прошел вступительные экзамены с успехом, а начинает писать и ничего не получается. Бывает наоборот: еле-еле поступил, а уже на третьем курсе по его сценарию снимают кино. И в дальнейшем у всех судьбы складываются очень по-разному, потому что профессия ведь совершенно непредсказуемая. Но тем и интересная…

 

Беседу вела
Анжела ЯКУБОВСКАЯ


Еще

Image 11885

Image 11694

ФОТО НЕДЕЛИ

Мы помним, мы гордимся!

ЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Аркадий Инин (№15 май 2015 г.)

СВЕЖИЙ ВЫПУСК

Image 11846

ОПРОС

На покупке каких продуктов вы в первую очередь экономите?

Проголосовало: 131

0%: Молочных
 
32%: Мясо, рыба
 
11%: Овощи, фрукты
 
38%: Кондитерские изделия
 
16%: Ни на чем не экономлю
 

Image 8738

Image 7836

Image 7837

Image 4908

Image 11822

Image 11768

Image 11823


Свои ребята

Image 1898

Image 6452